Ле Корбюзье

Ле Корбюзье — французский архитектор, художник, дизайнер, новатор архитектуры интернационального стиля в духе модернизма. Минимум стен и максимум воздуха: легкость, свобода и равновесие. Его сооружения оказали колоссальное влияние на всю практику современной архитектуры.

Ему принадлежит теория архитектурного пуризма — очищения от ненужных деталей предметных очертаний и форм. Ле Корбюзье выдвинул идею «города-сада», потому что свято верил в возможность совершенствования общества при помощи рационально устроенного человеческого жилища и города. Он создал теорию модулора — сложную систему конструирования, основанную на золотом сечении и пропорциях человеческого тела — взял за основу три анатомические точки тела — макушку, солнечное сплетение и верхнюю точку поднятой руки человека.

Одним из первых использовал в своих зданиях железобетонный каркас, крыши-террасы, большие плоскости остекления на фасаде, открытые опоры в нижних этажах зданий, свободную планировку этажей. Ле Корбюзье — самый яркий представитель целой архитектурной эпохи, в основании которой лежит принцип соотношения и взаимопроникновения частей, когда оторванные от земли здания теряют свою массивную тяжеловесность, и свет, и воздух свободно проникают внутрь и снова вырываются наружу.

Самым важным в своей деятельности он считал далеко не расчет и функциональную точность: «Мои поиски, так же как и мои чувства, направлены на то, что составляет основную ценность жизни: поэзию. Поэзия находится в сердце человека и всегда живет в его способности думать о богатстве Природы.»

Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль Эдуард Жаннере-Гри) родился 6 октября 1887 года в Швейцарии в семье часовщика-гравера. В 13 лет поступил в Школу искусств и занялся ювелирным делом и гравировкой крышек часов.

Свой первый архитектурный проект он сделал в неполных 18 лет под руководством профессионального архитектора. На заработанные деньги отправился в свою первую образовательную поездку — в Италию, Австрию и Францию.

В 1914 году в Швейцарии открыл свою первую архитектурную мастерскую. В этом же году совместно с инженером М. Дюбуа запатентовал проект Дом-Ино, где впервые предусмотрена возможность строительства из крупноразмерных сборных элементов.

В 1917 году переезжает в Париж к занятиям архитектурой добавляется увлечение живописью, которая со времени становится его второй профессией. Здесь он знакомится с Браком, Пикассо, Грисом, Липшицем.

В 1919 в философско-художественном журнале-обозрении «Эспри Нуво» появляются первые статьи архитектора под псевдонимом «Ле Корбюзье».

Одной из ключевых заслуг Ле Корбюзье есть формулировка в 1926 году своеобразного «свода правил» новейшей архитектуры. В отдельности эти приемы использовались архитекторами и ранее, но он впервые, после длительного исследования и тщательного отбора, объединил их в систему и стал последовательно применять.

«Пять отправных точек современной архитектуры»:

1. Столбы-опоры (стойки).

2. Плоские крыши-террасы (сад на крыше или место для отдыха).

3. Свободная планировка (так как стены больше не являются несущими, в связи с применением ж/б каркаса, внутреннее пространство совершенно свободно, что даёт возможность эффективно использовать планировку).

4. Ленточные окна (удлиненные окна). Благодаря каркасной конструкции окна можно сделать любой величины и конфигурации, в т.ч. свободно протянуть их лентой вдоль всего фасада, от угла до угла. Доказано, что такое помещение освещается в 8 раз интенсивнее, чем такое же помещение с вертикальными окнами.

5. Свободный фасад (из-за того, что основание дома поднято на несущих сваях и располагается балконообразно вокруг здания, фасад, как бы, выдвигается вперед и теряет свои несущие свойства, что дает возможность его абсолютно свободно оформлять.) 

Все эти принципы Корбюзье реализовал в плане-макете перестройки Парижа «Вуазен» своего самого сенсационного проекта.

Здесь он выступает как последовательный урбанист — основополагающая концепция заключается в том, чтобы используя новые методы планирования увеличить комфортность проживания у городе. А именно: при значительном увеличении высоты зданий и плотности населения создать современную систему автомобильных дорог. «Автомобиль убил большой город. Автомобиль должен спасти его» — с таким лозунгом обратился архитектор к автомобильным фабрикантам, предлагая им принять деятельное участие в этом проекте. Новаторство этого плана заключалось в том, что застраиваемая площадь составляла всего 5%, а остальные 95% территории отводились под магистрали, парки и пешеходные зоны. Строительство предполагалось на полностью расчищенной от старой застройки территории площадью 240 гектаров. 18 одинаковых небоскребов-офисов по 50 этажей располагаются свободно, на достаточном расстоянии друг от друга — удивительный город будущего.

В 1930-36 гг. в Москве Корбюзье создает проект учреждение нового типа для новой жизни в новой стране — беспрецедентный для Европы пример решения для современного делового здания.

В первом послевоенном проекте — Марсельском Блоке — архитектор применяет свою разработку «Модулора» — изобретенную им систему гармонических пропорций. Марсельская жилая единица (1945—1952) — простой бетонный параллелепипед с фасадом, разделенным на мелкие модули лоджиями. Единый комплекс, возвышающийся над землей на мощных опорах, расположен посреди парка на бульваре Мишле в Марселе. Выполнен в стиле брутализма (необработанный бетон). Оно включает в себя 337 квартир 23 различных типов (квартиры для холостяков, для мало- и многосемейных), обслуживаемых 5 коридорами — так называемыми, «внутренними улицами». Средняя из них — торговая — связывает квартиры с различными учреждениями торговли и обслуживания, расположенными в доме.

В 1950 году по приглашению властей Корбюзье приезжает в Индию и приступает к осуществлению самого масштабного проекта своей жизни — проекта новой столицы штата города Чандигарх. Все постройки отличаются характерностью образа, мощной монументальностью, выполнены в стиле брутализма, стиле, который стал «визитной карточкой» Ле Корбюзье. В отличие от внешнего вида зданий, с их прямыми формами, внутри Корбюзье использовал изогнутые, пластичные линии.

Здания Секретариата, Дворца Правосудия и Ассамблеи спроектированы самим Корбюзье.

Дворец Ассамблеи является наиболее оригинальным решением в функциональном смысле. В огромный холл вставлены два зала: верхней палаты — квадратный, и зал для совместных заседаний в форме гиперболоида. Внутри зал покрыт красочной мозаикой.

Удивительная Башня Теней вновь демонстрирует мастерство Ле Корбюзье в работе с бетоном. Здание предназначено для практического изучения взаимодействия архитектурного объекта и солнечного света, подтверждая тезис Ле Корбюзье, что возможно «...даже играть с солнцем в жаркой стране и получить свет и прохладу одновременно».

50-60-е годы — время полного признания Ле Корбюзье. В это время он строит здания капеллы Роншан (1955), Музея искусств в Токио (1959).

Проектирует Комплекс зданий и сооружений шлюза (1960, Франция), Карпентер-центр визуальных искусств в Гарварде (1962), Стадион (1965, Франция).

И навсегда закрепляет за собой звание «архитектора-авангардиста № 1». В его руках грубая железобетонная конструкция становится «живой» и пластичной. Он впервые использовал для внутренней отделки яркие и сочные цвета.

Ле Корбюзье умер в 1965 году в своем летнем домике La Cabanon на берегу Средиземного моря, на мысе Кап-Мартин.

  • 001
    001 Цена: 3900 руб./м2
  • 002
    002 Цена: 2900 руб./м2
  • 003
    003 Цена: 2900 руб./м2
  • 004
    004 Цена: 3900 руб./м2
  • 005
    005 Цена: 2900 руб./м2
  • 006
    006 Цена: 2900 руб./м2
  • 007
    007 Цена: 2300 руб./м2
  • 008
    008 Цена: 3900 руб./м2
  • 009
    009 Цена: 3900 руб./м2
  • 010
    010 Цена: 2900 руб./м2
  • 011
    011 Цена: 2900 руб./м2
  • 012
    012 Цена: 1900 руб./м2
  • 013
    013 Цена: 2900 руб./м2
  • 014
    014 Цена: 3900 руб./м2
  • 015
    015 Цена: 3900 руб./м2
  • 016
    016 Цена: 3900 руб./м2
  • 017
    017 Цена: 3900 руб./м2
  • 018
    018 Цена: 2900 руб./м2
  • 019
    019 Цена: 3900 руб./м2
  • 020
    020 Цена: 3900 руб./м2
  • 021
    021 Цена: 2900 руб./м2
  • 022
    022 Цена: 2900 руб./м2
  • 023
    023 Цена: 2900 руб./м2
  • 024
    024 Цена: 2900 руб./м2
  • 025
    025 Цена: 2900 руб./м2
  • 026
    026 Цена: 2900 руб./м2
  • 027
    027 Цена: 2900 руб./м2
  • 028
    028 Цена: 2900 руб./м2
  • 029
    029 Цена: 2900 руб./м2
  • 030
    030 Цена: 2900 руб./м2
  • 031
    031 Цена: 2900 руб./м2
  • 032
    032 Цена: 2900 руб./м2
  • 033
    033 Цена: 2900 руб./м2
  • 034
    034 Цена: 2900 руб./м2
  • 035
    035 Цена: 2900 руб./м2
  • 036
    036 Цена: 2900 руб./м2
  • 037
    037 Цена: 2900 руб./м2
  • 038
    038 Цена: 2900 руб./м2
  • 039
    039 Цена: 2900 руб./м2
  • 040
    040 Цена: 2900 руб./м2
  • 041
    041 Цена: 2900 руб./м2
  • 042
    042 Цена: 2900 руб./м2
  • 043
    043 Цена: 2900 руб./м2